Бисер — очень прочный материал, неподвластный времени. Но ветшали ткань, на которой была сделана бисерная вышивка, нитки вязания, поэтому много старых работ были уничтожены самими мастерами. Бисер вспарывали и вновь пускали в работу. На заре бисерного производства им украшалась церковная утварь и облачение священнослужителей, правителей и одежда аристократов. Во второй половине 19 в. изделия из бисера — это «дамское» рукоделие: кошельки, пояса, игольницы, подушечки для иголок, салфетки и панно. Понемногу бисерное рукоделие становится все более популярным среди сельского населения. На территории Украины изделия из стекла и бисера были распространены еще во времена Киевской Руси. Их привозили не только арабские и византийские купцы, но и изготавливали в местных стекольных мастерских, о чем свидетельствуют археологические находки и письменные источники. В период татаро-монгольского нашествия стеклоделие на Руси пришло в упадок. В 15 в. изделия из стекла и бисера, но уже привезенные из-за границы, появились у знати и священнослужителей. В Россию бисер завозили из Венеции, Германии, Франции, хотя немного производили и на казенных заводах. Повсеместное увлечение бисероплетением и вышивкой отмечается в России в конце 18 — первой четверти 19 в. Низали и вышивали бисером на досуге дамы, барышни, крепостные в «девичьих» под присмотром строгой наставницы, монашки в монастырских мастерских, мещанки и селянки. Низала девушка бисер и приговаривала: «Ты стелись, стелись, дорожка, милому под ноги. К моему окошку, к моему порогу». «Ожерелок», «гайтан» «селянка» бережно хранились в сундуке — скрыне. Только по большим праздникам они извлекались на свет Божий, надевались в качестве украшения и затем снова укладывались на «схорон». Когда подрастали дочки и были уже на «выданье», мать разрезала на куски свое бисерное сокровище и давала им в приданое. В народе назначение разнообразных плетеных шнуров, цепочек, низанок, гердан имело двоякий смысл: украшения как такового и «оберига»-талисмана. Первоначально узоры для. низания представляли собой геометрические фигуры: ромбы, квадраты, рожки, уголки, которые были тесно связаны с наблюдениями окружающей природы. Человек — существо глазастое, все примечает. К примеру, зимой, поймав на рукавицу снежинку, дивится ее красоте. В барских усадьбах девушки-рукодельницы, намочив лист бумаги, прикладывали его к стеклу, а потом обгорелой лучинкой обводили узор из инея. Каждый народ привносил что-то свое в искусство бисера. Узорчатые нагрудные украшения — «герданы» — в виде ажурных полосок разной ширины, соединенных медальоном, стали неотъемлемой деталью народного костюма Западной Украины. На севере России, кроме бисера, использовали речной жемчуг. Мастера, просверлив отверстие в жемчужинках, плели изящные «очелья» под кокошники. Особенно были популярны «поднизи» — ажурные украшения из жемчужных нитей, имевшие вид кружев. На Востоке к женскому головному убору прикреплялись разноцветные кольца — колты. Среди европейских женщин всегда было в моде ожерелье — неширокий круглый воротник, лежащий вокруг шеи, с застежкой сзади. У северных народов цветным бисером украшали изделия из шкур оленя и дерева. Сегодня во многих музеях мира хранятся замечательные изделия из бисера. Уникальные произведения есть в Государственном Русском музее (С.-Петербург), в музее Киево-Печерской лавры, Львовском этнографическом и Харьковском художественном музеях. |